Москва – Ветеранские вести. 29 августа 1977 г. на базе 9-й роты 3-го батальона 2-го полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского внутренних войск МВД СССР была сформировна учебная рота специального назначения, ставшая родоначальником спецназа отечественных войск правопорядка – знаменитых «краповых беретов». Командиром роты назначен капитан Владимир Мальцев. Вместе с замполитом старшим лейтенантом Булатовым офицерский костяк подразделения составили взводные командиры – старшие лейтенанты Смирнов, Корниенко, Семёнов и Лысюк.
Отбор солдат и сержантов для 9-й роты, имевшей в дивизии славу «спортивной», проводился тщательно. Учитывалось сочетание в каждом из бойцов отменной спортивной подготовки с высокими моральными качествами. Суть предназначения создаваемого подразделения держалась в строжайшем секрете даже от проходящих испытания кандидатов. Однако, как свидетельствует майор запаса Виктор Путилов, сержантом-срочником пришедший в учебную роту осенью 1977 г. и ставший со временем заместителем командира отряда «Витязь» по специальной подготовке, «солдатский телеграф вскоре сообщил, что нас (а было первоначально человек шестьдесят) станут готовить с расчётом на будущую Олимпиаду… Так впервые было упомянуто слово «спецназ».
Идея рождения «солдатского» спецназа, где основная роль отведена солдатам и сержантам срочной службы во главе с офицерами, принадлежала командовавшему в ту пору внутренними войсками МВД СССР генералу армии И.К. Яковлеву. В ходе подготовки страны к проведению в Москве XXII Летних Олимпийских игр (они прошли с 19 июля по 30 августа 1980 г.) предусматривались самые надёжные методы обеспечения безопасности, исключающие террористические акты. Во время проведения, например, Летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г., при нападении террористов на членов спортивной делегации Израиля вначале были взяты в заложники, а впоследствии убиты 11 человек. В Москве повторение подобного инцидента допустить было нельзя. Поэтому эксперимент с созданием во внутренних войсках собственного подразделения специального назначения был признан мерой, отвечающей духу той предолимпийской подготовки, которая для правоохранительных органов СССР началась задолго до самих спортивных стартов.
Бойцы спецназа ВВ к Олимпиаде оказались готовы, но из-за отсутствия каких-либо серьёзных угроз для спортсменов и зрителей все дни соревнований оставались в пункте дислокации. Однако не многим известно, что замыслы генерала И.К. Яковлева в отношении спецназа простирались куда дальше, чем принято сегодня считать. На самом деле к созданию такого подразделения военачальника сподвигла суровая действительность. Ближе к концу 70-х годов ХХ века командованию войск стала очевидна проблема отсутствия в войсках специально обученных, соответствующе вооружённых и экипированных групп для захвата и ликвидации вооружённых и оказывающих сопротивление преступников. И тех, кто бежал из-под стражи, и тех, кто захватывал заложников или совершал вооружённое нападение на персонал в исправительно-трудовых колониях.
Всё, что касалось поиска беглецов и их блокирования военнослужащие внутренних войск успешно справлялись. Они самоотверженно противостояли преступникам, отважно шли на бандитские ножи и пули. Но когда дело доходило до захвата преступников, особенно вооружённых автоматическим оружием, солдаты правопорядка нередко несли потери из-за отсутствия специальных навыков. Однако во внутренних войсках ещё проходили службу офицеры, специально подготовленные в послевоенное время для борьбы с националистическим подпольем в западных районах Украины, Белоруссии и в Прибалтике, в частности, полковник Анатолий Михалёв, служивший в 1974–1990 гг. начальником физической подготовки и спорта внутренних войск МВД СССР. Он обратил внимание заместителя начальника внутренних войск по боевой подготовке генерала Александра Сидорова на прежде применявшиеся, но уже утраченные методы обучения бойцов оперативных частей войск НКВД и МГБ СССР по поиску и уничтожению бандитов. С организацией воинами-чекистами секретов и засад, их слаженному действию в составе разведывательно-поисковых групп (РПГ) и умению сражаться не только с одиночками, но и с целыми бандами националистов. Генерал Яковлев немедленно поддержал идею соратников о возрождении в войсках подразделений такого рода. Но уже в реалиях нового дня.
Так в 1977 г. последовало его решение о создании войскового спецназа, и оно оказалось прозорливым. Уже вскоре спецназ внутренних войск оказался востребован временем. И в годы преодоления межнациональных конфликтов на территории СССР и России. И ходе контртеррористических операций, включая проводимую сегодня специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины. Со временем учебная рота 2-го полка выросла в знаменитый отряд специального назначения «Витязь», который сегодня является дважды орденоносным Краснознамённым Центром специального назначения «Витязь» войск национального гвардии Российской Федерации. Легендарный краповый берет спецназа войск правопорядка, впервые появившийся ещё в учебной роте 2-го полка как знак отличия инструкторов, сегодня является общепризнанным в России символом отваги, мужества и преданности Отечеству. Квалификационные испытания на право ношения крапового берета считаются труднейшими, но завоёванное в соревновании либо в бою право на краповый берет является для человека предметом гордости на всю жизнь. По образцу и подобию «Витязя» были созданы и действуют сегодня все части и подразделения войскового спецназа Росгвардии. «Витязь» за годы своего существования воспитал целую плеяду Героев Российской Федерации, а многие из служивших в нём военнослужащих удостоены высоких государственных наград.
Подпись под иллюстрацией: Первое показательное выступление учебной роты специального назанчения 2-го полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского внутренних войск МВД СССР. Конец 70-х годов ХХ в.